+7 (499) 703-33-12
X

отправьте нам заявку

Мы не продаем и не делимся Вашей информацией с посторонними. Мы против спама, Вы можете нам доверять.
X
 

Историко-политические и социальные проблемы современной пенсионной системы России

Из цикла: Взгляд на современную пенсионную систему России с исторической точки зрения и с позиции здравого смысла.

К сожалению, в наше время пенсионную систему России можно сравнить с государством в котором в начале третьего тысячелетия внезапно обнаружилось, что у 70% всех жителей страны серьезнейшее хроническое заболевание "в области жизненной и пенсионной недостаточности", на избавление от которого нужно время, большие деньги и продуманные профессиональные действия государства на протяжении многих лет (и даже десятилетий).

Выбор в отношении сроков и способов лечения невелик: если срочно не вылечить это заболевание - государство погибнет, а чтобы вылечить его быстро и полностью - не хватает денег, времени, воли и просто чуда. Для "хорошего доктора" задача ясна - ставим правильный диагноз и затем комплексно лечим не симптомы, а причины заболевания. Ну а во время лечения, всем возможно придется потерпеть - может быть больно, но не смертельно. Что что, а "терпеть" россияне приучены государством в процессе всей своей жизни. Все казалось бы ясно - привлекай профессионалов и действуй целенаправленно и результативно. Так нет же! На этом болезненном фоне сейчас появляются "ку-десники", которые предлагают только краткосрочные решения, позволяющие решить только сиюминутную маленькую задачу - как только временно уменьшить боль ("одно лечим другое колечим"), не вдаваясь в причины возникновения заболевания и не сильно заботясь в долгосрочные последствиях своего курса лечения (а вдруг больной - умрет от неправильного диагноза и лечения?).

Хотелось бы, чтобы все мы были живы и здоровы, и чтобы пенсионная система России выздоровела. Для этого поставим для начала правильный диагноз и начнем для этого с исследования истории болезни.

Хроническое заболевания современной пенсионной системы России по мнению автора исторически имеет несколько политических и демографических предпосылок (возможно и спорных по мнению некоторых читателей). И первой предпосылкой заболевания пенсионной системы России является непродуманное и необоснованное политическое решение о замене пенсионной модели России - с семейной пенсионной модели на распределительную пенсионную модель (рассмотрим этот вопрос подробно в данной статье).

Практически никогда Правительство России (в царское и советское время) не тратило существенных средств на всеобщее государственное пенсионное обеспечение жителей страны, но вкладывало эти деньги в развитие России. Только лишь в советское время, начиная с 60-х годов 20-го столетия, и особенно в постсоветское время в 90-х годах, Россия стала следовать западному образцу и появилась всеобщая государственная пожизненная пенсия. Все это заставляет государство тратить ежегодно громадные деньги на пенсионную систему, замедляя тем самым развитие страны и приближая ее к пенсионному краху.

В российском государстве никогда раньше не было необходимости накапливать большие средства для выплаты пенсии и все, что государство получало в виде податей от жителей России, оно использовалось на развитие и иные нужды страны. Население страны быстро и стабильно росло. Диаграмма рождаемости в России была всегда идеальной "трехугольной" формы. Все это наглядно видно из следующего графика (по данным Горшкова В.А. Демография.ру).
Численность населения России в 19-м веке, млн.чел.
Такая социальная политика царского государства, поощряющая рост числа населения и многодетные семьи, создавала благоприятную основу для развития пенсионной системы страны.

В царское время в России стариков всегда содержали в семье взрослые дети (модель "семейной пенсионной системы"), которых они в возрасте с 18 до 40 лет рожали в большом количестве (8-10 детей в семье), растили и воспитывали их, учили с детства работать и дали им средства к существованию (надел земли - у крестьян, специальность - у ремесленников и т.д.). Именно эти взрослые дети, без какого-либо участия государства, содержали стариков в своей семье до самой их смерти и так было из поколения в поколение - традиционно всегда. Данная семейная пенсионная модель была очень хорошо сбалансирована со всех точек зрения - демографической, экономической, семейной, психологической и т.д. Например:

1. С экономической точки зрения:
А) Польза для семьи:
- семья была заинтересована в рождении большого числа детей, т.к. государство поощряло это, давая новые наделы земли за каждого мальчика. Большое же число мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 25 лет помогало обработать эту землю и постоянно собирать урожай достаточный для содержания семьи и продажи излишков.
- в семье традиционно уважали и содержали стариков. Родители своим примером воспитывали в детях установку на ответственность за себя, свою семью, за свое будущее, в результате семья сама за счет своего производства и дохода содержала стариков.
- семья всегда за свой счет обучала детей, если имела для этого достаточно возможностей и видела в этом смысл. Таким образом, вступал в силу закон саморегуляции, при котором самой семьей наиболее рациональным способом распределялись финансы семьи и планировалось распределение трудовых ресурсов семьи.
Б) Польза для государства:
- государство, помогая единовременно семье дополнительным наделом земли при рождении мальчика (а это богатство в России есть практически в неограниченном количестве и нет необходимости вкладывать какие-либо средства в его производство), в дальнейшем практически полностью снимала с себя обязанность за текущее содержание семьи и обеспечение выплаты какого-либо пенсионного пособия людям по старости в дальнейшем.
- большая семья кроме того, что снижала затраты государства на ее поддержку, по мере ее роста в дальнейшем давала все больше и больше дохода государству (в виде подати, продажи продуктов питания государству и т.д.). Роль семейного крестьянского хозяйства в экономике России была чрезвычайно велика.
- большое количество детей в семье позволяло государству заселять новые территории страны и осваивать все больше регионов.
- большое число в семье граждан в возрасте от 18 до 25 лет позволяло государству легко формировать армию для защиты государства.

2. С демографической, психологической и социальной точки зрения:
А) Польза для семьи:
- за счет многочисленности семьи даже в самые неблагоприятные годы семья могла рассчитывать на то, что кто то выживет и продолжит дело своей семьи.
- установка на то, что для того чтобы ребенок смог в дальнейшем обеспечить себе достойную жизнь в старости ему надо на протяжении всей жизни не только трудиться и рожать детей, но и воспитывать их трудолюбивыми хозяевами, поддерживать в них уважение к традиционной семье и в т.ч. к уважению стариков (а это можно было сделать только своим примером), позволяло создавать крепкие семьи.
Б) Польза для государства:
- поскольку в семье всегда было распределение обязанностей и крестьянская семья всегда жила в основном натуральным хозяйством (т.е. на полном самообеспечении), то при необходимости государство всегда могло переселить семью на другую территорию (переселенцы) и она там могла продолжить свое развитие - так появлялись новые деревни и поселения в царской России.
- за счет большой рождаемости, в разы превосходящей смертность, население России росло быстрыми темпами (что видно из представленного ранее графика), а, значит, с точки зрения пенсионной системы страны - все большее число стариков обеспечивалось всегда все большим и большим числом работающих. В результате в государстве появлялись дополнительные средства для совершенствования пенсионной системы страны и вводились дополнительные государственные пенсии для небольшой группы граждан (применительно к крестьянским семьям - по утрате кормильца или по инвалидности в результате войны).

Конечно же в России была и государственная пенсионная система, но для очень небольшого числа военных, госслужащих и инвалидов. Также развивалась в России система добровольного пенсионного страхования, начиная с 1825 года, но укрепиться она не смогла, так как в 1917 году произошла революция и отменила все, что было сделано хорошего в стране до нее. Кроме этого, впервые очень сильно подорвала основу пенсионной системы России - первая мировая война и гражданская война в России. В них погибло много мужчин, оставив без кормильцев большое число семей, на несколько лет снизилась рождаемость в стране, прошел процесс эмиграции большого числа россиян за рубеж, что отразилось сильным "провалом" в демографической картине России .

В советское время после 1917 года "пенсий для всех стариков" так же не было, т.к. "хорошая жизнь человека " не стояла на первом месте среди ценностей "строителей коммунизма" - на первом месте была "битва за коммунизм" и по этому старики выживали, живя в большой семье, либо доживали как могли на натуральном хозяйстве в деревнях или зачастую просто не доживали до старческого возраста, погибая на "трудовых и боевых" фронтах. Советское государство платило пенсии выборочно - инвалидам, отдельным категориям заслуженных граждан и все. Надо сказать, что в советское время вплоть до 60-х годов 20-го века государство никогда не накапливало больших средства для выплаты пенсий. Все деньги страны шли на развитие - на индустриализацию, освоение земель и т.д. Т.е. в этом плане сохранялся традиционный уклад - старики содержались в своей семье за счет заработка своих детей. Таким образом любой человек был заинтересован иметь большую семью в 5-8 детей, чтобы в дальнейшем в старости "было кому кусок хлеба подать , накормить и обогреть".

Начиная с 60-х годов 20-го столетия, большой стратегической ошибкой в построении пенсионной системы России было чисто политическое решение советского руководства (Хрущев Н.С.) о замене традиционной системы пенсионного содержания стариков за счет детей (семейная пенсионная модель) на всеобщую государственную систему пожизненного пенсионного обеспечения граждан (прозападная безликая "солидарная пенсионная модель" - все население отвечает за выплату пенсий всем пенсионерам). Однако, западная пенсионная модель была комплексной и предусматривала кроме государственной пенсии также обязательную дополнительную корпоративную и личную пенсию, зависящую от вклада человека в предприятие и личных накоплений гражданина. В новой советской пенсионной системе была только государственная пенсия и все пенсионеры были уравнены по размеру пенсии. Фактически она строилась на распределительном принципе без учета реального вклада человека (учитывался только стаж, а не результаты деятельности), темпов роста/спада экономики страны и демографических провалов в будущем в составе населении России. Новая пенсионная модель советской России требовала от государства все больших и больших денег (а накопление пенсионного фонда не производилось вплоть до начала 90-х годов) для выполнения текущих пенсионных обязательств в основном за счет роста доходов от продажи нефти.

Кроме всего в пенсионной системе страны сразу же появились негативные демографические и социальные последствия, которые выразились в следующем:
- в 70-е годы в стране резко упала рождаемость детей из расчета на одну семью (до 1-3 детей в семье), т.к. человек перестал в старости зависеть от числа рожденных им детей и ему чисто экономически стало выгодно содержать малочисленную семью.
- за счет того, что семья стала малочисленной, женщины все больше стали уделять времени работе и стали "отрываться" от воспитания детей в семье, что заложило в детях установку на создание малочисленных семей с количеством 1-2 детей в семье.
- за счет того, что семья стала все меньше связываться единым хозяйством, увеличилось переселение людей в города, стал расти уровень индивидуализма у людей и увеличилось число разводов в семьях - все это очень негативно повлияло на развал традиционной семейной модели семьи и как следствие на традиционную модель семейного пенсионного обеспечения.

Таким образом, по недальновидности руководства страны и по политическим мотивам (коммунистический уравнительный принцип - от каждого по способностям, каждому по потребностям), традиционная российская модель пенсионного самообеспечения граждан - содержания пенсионеров в семьях с госпенсией только ограниченному числу лиц, была разрушена и заменена на более "прогрессивную" прозападную модель - систему всеобщего государственного пенсионного обеспечения. Все это нанесло громадный ущерб развитию пенсионной системы и экономике страны, и в долгосрочной перспективе заложило основу тех пенсионных проблем, которые мы испытываем сейчас и еще около 50 лет будем "расхлебывать". Пока число работающих граждан в советской России превышало более чем в 10 раз число пенсионеров, и не было крупномасштабных войн и репрессий на территории страны (период Брежнева Л.И.), и госказна получала сверхдоходы от роста цен на нефть и газ - "новая советская пенсионная система" работала хорошо, а значит подтверждала на практике правильность выбранного партией и правительством пути развития пенсионной системы.

Но как только доходы от нефти и газа упала, а в стране в конце 80-х прошла "перестройка" (Горбачев М.С.) и наступила "эра новых экономических реформ и шоковой терапии" (Ельцин Б.Н.) стало ясно, что за счет текущих доходов государства просто не может обеспечить выплату пенсий. Кроме этого практически все деньги в то время уходили на "затыкание очередных экономических дыр" в стране и пенсионеры ждали выплаты своих пенсий по 3-6 месяцев и выживали кто как мог - на натуральном хозяйстве и помощи детей.

В начале 90-х годов для устранения пенсионного дефицита был создан Пенсионный Фонд России (ПФР) в котором за счет отчислений государства и предприятий должны были накапливаться деньги для текущих выплат пенсий пенсионерам, а также был заложен принцип накопления пенсионного денежного фонда. Однако, этой меры было уже недостаточно.

После развала Советского Союза в начале 90-х годов и проведения государством политики "шоковой терапии" в отношении своего народа, а также в связи с новой волной демографического и экономического кризиса конца 90-х годов, наступил полный крах советской уравнительной распределительной государственной пенсионной системы и возникла необходимость срочно реформировать пенсионную систему России, строя ее на новых принципах. Поскольку от семейной пенсионной модели страна отошла 20-30 лет назад, а в мозгах у россиян произошла сексуальная и мировоззренческая революция, в следствии которой сильно снизилась рождаемость в стране (так в каждой семье стало в среднем 0,7 ребенка). Из следующей далее диаграммы рождаемости (по данным Росстата) мы видим текущее положение с рождаемостью в России по данным на 2010 год. Ситуация не радует.
Численность и состав населения
Население России по полу и возрасту на 2010г.

Из-за того, что численность семьи с начала 90-х годов 20 века сильно сократилась и утратились ценности "большой семьи", то быстро вернуться к традиционной для России семейной пенсионной системе стало просто невозможно. Скорее всего, именно по этой причине и также в следствии принятой ранее в России прозападной модели развития государства (некоторые принципы этой прозападной модели: традиционное воспитание детей и содержание пенсионеров в семье - это пережиток прошлого; каждый сам своими деньгами должен заботиться о своей пенсии; однополые браки и семья без детей - это нормально), при подготовке новой пенсионной реформы в начале 21-го века было принято решение идти западным путем, т.е. сделать пенсионную систему страны более комплексной - распределительно-накопительной, дополнив ее накопительным компонентом, чтобы люди сами могли себе накапливать часть пенсии, а их труд в течение жизни учитывался бы в размере их госпенсии в соответствии с их денежным вкладом в государство (в виде налогов) в течение всей их трудовой жизни.

Оглядываясь на десятилетие назад видим, что на самом деле у России в начале третьего тысячелетия был шанс быстро провести пенсионную реформу и встроиться в "традиционную западную пенсионную модель". К сожалению правительство страны не выполнило эту из-за плохой реализации пенсионной реформы со стороны государственных органов и слабой финансовой грамотности населения.

Из всего сказанного ранее вытекают следующие выводы:
- практически до 60-х годов 20-го столетия пенсионная система России (царской и советской) строилась не на всеобщем государственном пенсионном обеспечении, а на пенсионном содержании стариков за счет детей - семейной пенсионной модели, а также на незначительном объеме государственных пенсии для военных, госслужащих и инвалидов, и на добровольном пенсионном страховании и накоплении. Семейная пенсионная модель в царской России, а в настоящее время - в некоторых восточных традиционно исламских странах, показала себя вполне устойчивой и эффективной.
- российское государство никогда до 60-х годов 20-го столетия не вкладывало каких-либо существенных денег в пенсионное обеспечение граждан. Все накопления государства шли на развитие страны и защиту от врагов. В настоящее время от 3 и более процентов ВВП (валового внутреннего продукта) страны уходит на выплату пенсий. В дальнейшем, если не внести коренные изменения в принципы пенсионной системы страны, отчисления государства на эти цели будут только увеличиваться примерно на 0,5 % ВВП в год.
- традиционная для царской России - семейная пенсионная модель пенсионного обеспечения, была очень выгодной для государства, т.к. практически полностью снимала с него ответственность за пенсионное обеспечение большинства граждан-пенсионеров по возрасту.
- семейная пенсионная модель воспитывала граждан в традициях многочисленной семьи, ответственности за свое будущее через правильное воспитание детей, укрепляло семью, что приводило к малому числу разводов.
- западная пенсионная модель - государственное всеобщее пенсионное обеспечение, очень затратная и обременительная для государства система с экономической точки зрения. Более того она должна формироваться очень длительно - в течении нескольких десятилетий, она очень неустойчива и сильно подвержена влиянию экономических кризисов, что подтверждается опытом большинства развитых западных стран.
- к настоящему времени проблемы в пенсионной системе России только нарастают и чем дальше тем больше. Это проявляется в постоянном росте дефицита бюджета ПФР, снижении числа работоспособного населения и увеличения числа пенсионеров в стране. Предложения об отказе от распределительно-накопительной (прозападной) модели и возврате к распределительной (советской - уравнительной) модели еще больше загоняют страну в экономический тупик и приведут в ближайшей перспективе к "дефолту" пенсионной системы страны (это показано в исследованиях российских ученых).
- отсутствие механизмов интеграции традиционной для России семейной пенсионной модели с современной распределительно-накопительной системой России является существенной проблемой настоящего этапа пенсионной реформы страны.

К сожалению в настоящее время:
- граждане России в большинстве своем эгоцентричны, не заботятся о рождении большого числа детей и не воспитывают их в духе заботы о родителях-пенсионерах в будущем. Фактически у семьи нет материального стимула создавать большие семьи и правильно (по семейному) воспитывать детей.
- обычный гражданин и пенсионер приучен государством рассчитывать на "волю доброго дяди", на государство и т.д., но только не на себя самого или на свою семью.
- в связи со сложной экономической ситуацией в России и непродуманной семейной политикой в стране пенсионеры в семьях не могут рассчитывать на поддержку со стороны детей. Наоборот, они сами вынуждены оказывать детям материальную поддержку в ущерб себе.
- отсутствие в современной России больших семей и традиции "иметь в семье большое число детей", поддерживаемой государством через социальные и экономические программы, главная причина того, почему в настоящее время невозможно быстро вернуться к семейной пенсионной модели.
О другой причине возникновения заболевания современной пенсионной системы России - демографической, будет рассказано в следующей статье. Также в следующих статьях будут показаны возможные пути "выздоровления" пенсионной системы России.

А.В. Осипов