+7 (499) 703-33-12
X

отправьте нам заявку

Мы не продаем и не делимся Вашей информацией с посторонними. Мы против спама, Вы можете нам доверять.
X
 

Новости

Новой пенсионной формулой дефицит бюджета ПФР и инфляцию не покрыть!

 

1

2015 год - является заключительным, когда граждане могут  оставить для себя накопительную пенсию (написав соответствующее заявление в ПФР и заключив договор с НПФ) или остаться только со страховой пенсией (для "молчунов" которые ничего не сделают для себя в 2015 году).

Начиная с 2015 года  новая пенсионная формула уже вступила в силу в полной мере.  Что можно сказать  о факте ее внедрения с учетом состояния бюджета ПФР и ФНБ по прошествии первого  полугодия 2015 года? Ситуация прямо скажем безрадостная.

 

1. Текущая экономическая ситуация показывает непродуманность подхода к определению стоимости пенсионного балла.

Как известно, стоимость пенсионного балла должна зависеть от состояния бюджета ПФР - чем больше наполняемость бюджет ПФР и меньше пенсионеров, тем больше значение пенсионного балла и, до наоборот, - чем меньше денег в бюджете  - тем меньше стоимость пенсионного балла.

Сейчас бюджет ПФР  дефицитный (не хватает денег для выплаты пенсий и пособий из-за большой инфляция и недостаточных поступлений пенсионных взносов работодателей) и напрямую зависит от размера трансфера из бюджета России.

В этих условиях очень сложно рассчитать, а, тем более, выплатить страховую пенсию по новой пенсионной формуле, т.к. размер пенсионного балла на 2015 год был установлен директивно - в 2014 году, а сейчас, с учетом существенного ухудшения экономической ситуации в России, "по уму" он должен быть пересчитан, но ....  пенсионные законы не позволяют это сделать.

О какой устойчивости пенсионной системы России через 20-30 лет (в 2040-2050 году) можно говорить сейчас при наличии только страховой пенсии, выплачиваемой за счет бюджета ПФР и России (распределительной пенсионной системы), если все долгосрочные экономические и демографические исследования в России говорят об усилении демографического кризиса в эти годы и многократном росте расходов из бюджета России (по отношению к ВВП)  на выплату пенсий.

 

2. Экономический кризис и "дергание Правительства по пенсионным вопросам" негативно повлияли на текущую устойчивость  пенсионной системы России.


Так из-за увеличения дефицита бюджета России и ПФР уже сейчас возникла проблема с индексацией пенсий россиян в 2015 году - планировали в 2014 году проиндексировать примерно на 11%, а реально за счет большой инфляции и дефицита бюджета могут только на 5-7%.

С начала 2015 года накопления в Фонде национального благосостояния России (ФНБ) (был создан специально для решения вопросов пенсионной системы) уже уменьшились примерно на 900 млрд. рублей (ушли на "нецелевые проекты": дофинансирование госкорпораций, вложение в инфраструктурные проекты и т.д.). При этом, по некоторым данным (РБК, 05.03.2015), в  ФНБ  большая часть накоплений в денежных выражении сейчас замещается бумагами  - акциями госкомпании, т.к.  свои долги перед ФНБ они погашают не деньгами, а частью собственных акций. По этому в ФНБ, фактически уменьшаются денежные накопления. Накопления ФНБ стремительно уменьшаются  - примерно на 30-40% в год, а , значит, через 2-3 года денег для поддержания устойчивости пенсионной системы России не будет. Рассчитывать, что через 2-3 года экономический кризис в России закончится нельзя, т.к. даже в самом Правительстве России говорят, что экономика страны начнет расти потихонечку только с 2020 года.

 

3. Негативно на развитие пенсионной системы России повлияли "заморозки" пенсионных накоплений в 2013 и 2014 годах.

Негативно на развитие НПФ, ГУК ВЭБ и пенсионной системы России в целом повлияли "заморозки" пенсионных накоплений граждан в 2013 и 2014 годах. Долго в правительстве обсуждался вопрос - перевести пенсионный накопления в НПФ - ы в 2015 году или нет. Все это негативно повлияло на доверие людей к пенсионной системе России. К настоящему моменту в проекте бюджета России на 2016 год так и не решен вопрос откуда взять деньги для трансфера в ПФР. Рассматриваются стандартные варианты:

- в очередной раз в 2016 год "заморозить" пенсионные накопления граждан на сумму 300-500 млрд. рублей;

- уменьшить число получателей пенсии из бюджета ПФР за счет более позднего выхода трудящихся на пенсию,  различных ограничений по выплате пенсии работающим пенсионерам, увеличения пенсионного возраста  и т.д.;

- найти иные источники денег для покрытия дефицита бюджета ПФР, в т.ч. за счет усечения других статей бюджета России и т.д.   

 

4. С бюрократической точки зрения, усложнилась процедура подачи человеком заявления о выборе варианта накопительной пенсии и НПФ. По видимому в ПФР стоит задача - удержать как можно больше людей только на страховой пенсии.

Анализ текущего состояния пенсионной системы России показывает, что если даже в 2015 году (не говоря о более дальней перспективе, когда все демографические исследования в России говорят только об усилении демографического кризиса в эти годы) имеются проблемы с определением размера пенсионного балла не административным, а чисто экономическим  -  расчетным  путем (с учетом фактического состояния бюджета ПФР), то  о какой устойчивости пенсионной системы России через 20-30 лет (в 2040-2050 году) можно говорить  в этом случае  - при наличии только одной страховой пенсии, выплачиваемой только за счет бюджета ПФР.

 

Конечно, наличие накопительной пенсии (в дополнение к страховой пенсии) не панацея от всех бед для будущих пенсионеров. Да, она не гарантирует в 2040-2050 годах пенсионерам большую пенсию, т.к. пока имеется основная проблема - нет гарантии получения в НПФ-ах доходности по пенсионным накопления на 2-5% выше уровня текущей инфляции. Тем не менее "героические" усилия финансово-экономического блока Правительства России и ЦБ РФ в 2015 году позволяют ожидать, что уже в 2016 году у НПФ-ов появятся финансовые инструменты для решения данной задачи.

 

Также исследования в области демографии и долгосрочные прогнозы в области развития пенсионной системы России показывают, что при наличии сочетания накопительной и страховой пенсии, за счет инвестирования в экономику России пенсионных накоплений с доходностью выше уровня инфляции на 2-5% дефицит бюджета ПФР исчезнет уже к 2040 году.

 

Таким образом, выбрав для себя в 2015 году накопительную пенсию, у россиян в последующие годы есть шанс сохранить для себя гарантированную накопительную пенсию и рассчитывать в будущем также и на страховую пенсию, "молясь" о высокой стоимости пенсионного балла в зависимости от наличии денег в бюджете в ПФР и России в далеком будущем.

А.В.Осипов