+7 (499) 703-33-12
X

отправьте нам заявку

Мы не продаем и не делимся Вашей информацией с посторонними. Мы против спама, Вы можете нам доверять.
X
 

Новости

Что нового предлагает Минфин внести в закон о негосударственных пенсионных фондах

В конце февраля 2013 года Минфин подготовил законопроект о внесении изменений в Федеральные законы «О негосударственных пенсионных фондах» (75-ФЗ) и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (111- ФЗ).

Многие эксперты и средства массовой информации охарактеризовали этот законопроект как переход "к крепостной системе НПФ" и считают, что его лоббировали НПФ в своих интересах. Основания для таких суждений есть, т.к. судя по содержанию этого законопроекта застрахованное лицо будет "привязано" на 5-ть лет к негосударственному пенсионному фонду (НПФ), который он сам выбрал. Причем у него не будет права в течение 5-и лет перейти в другой НПФ, ЧУК или ПФР.

Желание НПФ удержать у себя клиентов в течение 5-и лет (как минимум) понятна:

Первое, период окупаемости затрат НПФ на привлечение клиентов (через агентскую сеть или банки) как раз примерно соответствует этому периоду.

Вторым аргументом НПФ является то, что они смогут на более длительный срок инвестировать пенсионные накопления, т.к. будут точно знать, что как минимум 5-ть лет пенсионные накопления человек не сможет перевести в другой НПФ.

Третий аргумент, возможно снизится число мошеннических действий с заявлениями застрахованных лиц, т.к. снизится число переходов из НПФ в НПФ в связи с введением 5-и летнего срока ограничения.

В то же время, такое существенное (на 5-ть лет) ограничение прав застрахованных лиц имеет свои негативные последствия как для клиентов так и для НПФ:
1. Ущемление в правах на 5-ть лет - противоречит интересам самих застрахованных лиц, т.к. они не смогут выйти из НПФ раньше 5-и лет. Например, перестал НПФ устраивать человека по уровню доходности, или не устраивает уровень обслуживания фондом и т.д.
2. Нововведение не способствует развитию конкуренции между НПФ за привлечение новых клиентов. Фактически при любой и даже отрицательной доходности фонда клиенты никуда не денутся из НПФ, и даже можно особенно не заботиться о конкурентных преимуществах фонда - клиент все равно не сможет ничего сделать и т.д.
3. Наносится существенный удар по индустрии привлечения клиентов в НПФ (агентские, страховые и банковские сети), которая уже сложилась за последние 5-ть лет в пенсионной системе страны и давала динамику прироста числа ежегодно привлеченных застрахованных на 30-40%. В результате, несколько десятков тысяч россиян по этой причине лишатся своей работы в ближайший год.

Также новый законопроект не решает основную проблему пенсионного рынка России - как закрыть доступ к мошенническим переводам накопительной части застрахованных лиц по поддельным заявления в ПФР?

Так что, новый законопроект это хорошо или плохо? В том варианте, как он есть - это скорее всего не очень хорошо. Но важно то, что он сам по себе появился и можно воспользоваться им для внесения важных изменений в пенсионное законодательство страны. Так с 1 по 10 марта можно было подать свои предложения и дополнения по этому законопроект в Департамент финансовой политики Минфина России (все законопроекты должны проходить публичную экспертизу на предмет наличия коррупционной составляющей). Кто то этой возможностью уже воспользовался и внес свои предложения, кто то нет. Посмотрим будут ли в дальнейшем они рассмотрены и учтены в окончательно варианте законопроекта.

Так группа компаний "Успех" (ГК "Успех" занимается пенсионным страхованием граждан в интересах негосударственных пенсионных фондов с 2008 года) воспользовалась своим правом и внесла в Минфин России свои предложения к данному законопроекту в расчете на совершенствование пенсионной системы России и в целях:
- исключения своекорыстных интересов НПФ в ущерб интересам застрахованных лиц,
- повышения конкуренции между НПФ за привлечение застрахованных лиц и для их более качественного обслуживания,
- исключения предпосылок к мошенничеству с заявлениями застрахованных лиц,
- исключению каких-либо иных коррупционных составляющих.

Суть предложений ГК "Успех" (с их полным текстом можно ознакомиться на сайте npfops.ru) можно свести к следующим 2-м темам:
- устранение возможности мошенничества с заявлениями застрахованных лиц,
- замена 5-и летнего ограничения, ущемляющего права застрахованных лиц, на 2-х летнее ограничение, учитывающее интересы всех сторон.

Рассмотрим суть этих предложений немного подробнее.

1. Основные проблемы с мошенничеством возникают с заявлениями застрахованных лиц в НПФ, которые сейчас принимаются - по последнему поступившему заявлению в ПФР. Суть проблемы:
- люди до конца года не знают, что их кто-то перевел без их согласия в какой-то НПФ. Если бы они получали своевременно уведомление из ПФР, то можно было бы эффективно бороться с этой проблемой подав соответствующее заявление в ПФР;
- иногда люди сами "мошенничают" (например, при поиске работы через несколько кадровых агентств) или "по забывчивости" пишут по несколько заявлений в год о переводе свей накопительной части в разные НПФ. Значит, чтобы пресечь эту практику - у человека должна быть возможность только один раз в год или лучше - раз в два года (чтобы более ответственно к этому относились) написать такое заявление. Также должно приниматься только первое заявление человека, что отвергает в дальнейшем возможные манипуляции с ним со стороны НПФ;
- НПФ-ы также "химичат", придерживая заявления застрахованных лиц до конца года и сдавая их в ПФР в последнюю дата года (эта "цепная реакция" - никто не хочет первым сдать заявления, т.к. ПФР - принимает только заявление последнее по дате). В итоге в ПФР в один день могут прийти несколько заявлений от имени застрахованного от нескольких НПФ (эксперты утверждают, что это достаточно массовое явление) и ни одно из них не будет принято в ПФР. Чтобы устранить эту проблему ПФР должен принимать только первое по дате заявление и тогда все НПФ-ы будут заинтересованы как можно быстрее сдать заявление застрахованного лица в ПФР. При этом застрахованное лицо должно получить уведомление от ПФР о получении от него первого заявления в текущем году и в случае выявления случая мошенничества человек может написать заявление в ПФР об отмене этого заявления, а НПФ получит уведомление от ПФР о выявленном факте мошенничества с заявлением застрахованного лица и сможет предпринять необходимые меры.

Таким образом, для решения этой проблемы было предложено внести изменения (выделены жирным шрифтом) в закон о НПФ (75-ФЗ) и изложить в новой редакции следующие статьи закона:
- п.2 ст. 36.9:

«2. В случае подачи застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение установленного срока более одного заявления о переходе в фонд или подачи заявления о переходе в фонд и заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) Пенсионный фонд Российской Федерации принимает решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении по заявлению с самой ранней датой поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если по заявлению застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации, поданному им до 31 декабря, будет установлено, что заявление с самой ранней датой поступления подано от его имени ненадлежащим лицом, то принимается решение об удовлетворении воли застрахованного, указанной им в данном его заявлении либо о сохранении предыдущего страховщика, либо о переходе в фонд или о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании). »;
- п.3 ст. 36.9 дополнить десятым абзацем:

"заявление подано от имени застрахованного лица ненадлежащим лицом. »".
- п.5 и 6 в ст. 36.9:

«5. Пенсионный фонд Российской Федерации до 31 декабря уведомляет застрахованное лицо о факте получения от него заявления в текущем году с самой ранней датой поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации с указанием осуществленного выбора застрахованным лицом.

6. Уведомление осуществляется в электронной или иной форме установленным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта уведомления. Оплата расходов на пересылку производится отправителем указанного уведомления. ».

Аналогичные изменения должны быть внесены в соответствующие пункты статей 36.10, 36.11 закона о НПФ.

2. Вторая группа предложений к законопроекту связана с ограничением 5-ть лет. Некоторые эксперты считают, что нельзя так сильно ограничивать законные интересы застрахованных лиц и на 5-ть лет лишать их права управлять своими пенсионными накоплениями. Фактически по предлагаемой в законопроекте норме в течение 5-ти лет в НПФ фактически можно злоупотреблять интересами застрахованных лиц без всякой ответственности перед ними (например, не заботиться о доходности пенсионных накоплений). Исходя из здравого смыла и простых вычислений, считаем, что 2-х лет более чем достаточно для того, чтобы принять заявление от застрахованного лица, предпринять по нему всеми заинтересованными организациями все необходимые действия и не допустить злоупотреблений в отношении застрахованных лиц.

При этом застрахованные лица выигрывают и для НПФ-ов сохраняются следующие преимущества:
- пенсионные накопления будут работать в НПФ минимум 2-а года, что при среднем состоянии счета около 50 тысяч рублей (к концу 2013 года уже будет по прогнозам специалистов) позволит окупить НПФ уже до 50% затрат на привлечение клиента;
- сохранится конкуренция за клиентов между НПФ-ами, а, значит, ежегодное число переходов из НПФ в НПФ в ближайшие 5-ть лет сохранится на уровне 5-10%, что позволит НПФ-ам планировать свои долгосрочные инвестиции накопительной части пенсии;
- у застрахованных лиц будет меньше поводов жаловаться на действия НПФ в разные контролирующие инстанции

Таким образом, для решения проблемы 5-и летнего ограничения было предложено внести изменения (выделены жирным шрифтом) в законы о НПФ (75-ФЗ) и об Инвестировании пенсионных накоплений (111-ФЗ) и изложить в новой редакции соответствующие статьи этих законов. Например,
- п.1 ст. 36.7 закона 75-ФЗ:

«1. Застрахованное лицо, не достигшее возраста на два года меньше, чем возраст, дающий право на установление трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не обратившееся за установлением накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты, может воспользоваться правом на переход в фонд не чаще одного раза в два года путем подачи заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.»;
- первый абзац п.1 ст. 31 111-ФЗ:

«1. При формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица, не достигшие возраста на два года меньше, чем возраст, дающий право на установление трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не обратившиеся за установлением накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты, имеют право не чаще одного раза в два года:».

Так что в ближайшее время будет понятно, что из предложенного к данному законопроекту будет принято его разработчиками, и что перевесит
- здравый смысл, учитывающий интересы застрахованных, НПФ, ПФР и в конечном итоге - государства, или
- своекорыстные интересы НПФ с вариантом "крепостного права на 5-ть лет".

Если будет принят последний вариант, то есть основания предполагать, что лоббизм победил (или коррупционная составляющая??? - во что не хочется верить, т.к большинству НПФ это не нужно).

А.В. Осипов